В статье представлен систематизированный обзор основного терминологического и понятийного аппарата, используемого в отечественной и зарубежной статистической практике при изучении явлений и процессов в области инноваций. Обозначены отличия в трактовках приведенных терминов и определений,
понятия инноваций и инновационной деятельности
Отечественная практика
Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация (нововведение, инновационный продукт) - результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового продукта, услуги и технологии и/или новой организационно-экономической формы, обладающий явными качественными преимуществами при использовании в проектировании, производстве, сбыте, потреблении и утилизации продуктов, обеспечивающий дополнительную по сравнению с предшествующим продуктом или организационно-экономической формой экономическую (экономия затрат или дополнительная прибыль) и/или общественную выгоду.
Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Комментарий. В отечественной практике инновацию рассматривают как конечный результат (или просто результат) инновационной деятельности (перечень результатов инновационной деятельности см. ниже), в зарубежной - как деятельность, процесс изменений. На наш взгляд, можно предложить следующее определение: инновация (нововведение) - результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду
Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам. Инновационная деятельность предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.
Инновационная деятельность - вид деятельности по воспроизводству поисковых, фундаментальных (необходимой части) и прикладных исследований, проектных и опытно-конструкторских работ, маркетинговых действий в целях вовлечения их результатов в гражданско-правовой оборот для реализации в виде инновационного продукта. Это единый в рамках государственного и частного сектора, комплексный научно-технологический, организационный, финансовый, инвестиционный, производственный и маркетинговый процесс, посредством которого идеи и технологии трансформируются в технологически инновационные продукты (услуги) и процессы (новые методы производства), имеющие коммерческую ценность (коммерческий спрос и коммерческое использование на рынке), а также в новые направления использования существующих инновационных продуктов и услуг, в формирование инновационных рынков.
К инновационной деятельности относятся:
выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по созданию инновационного продукта;
комплексное научно-технологическое, индикативное планирование и целевое программирование, организация и нормативно-правовое обеспечение работ по созданию инновационного продукта;
технологическое переоснащение и подготовка производства для выпуска инновационного продукта (услуги), технологии;
проведение испытаний и освоение потребителем инновационного продукта;
управление процессами коммерциализации технологий;
деятельность по продвижению инновационного продукта на внутренний и мировой рынки, включая правовую защиту результатов интеллектуальной деятельности, использованных в продукте;
создание и развитие инновационной инфраструктуры;
экспертиза, консультационные, информационные, юридические и иные услуги (включая организацию финансирования инновационной деятельности) по созданию и реализации нового и усовершенствованного инновационного продукта.
Инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. (
Инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса.
***
См. также "Виды инновационной деятельности"-в разделе - "Затраты на инновации"
Комментарий. инновационная деятельность - это совокупность научной, технологической, организационной, финансовой и коммерческой деятельности, направленной на создание и внедрение на рынке нового или усовершенствованного продукта, создание нового или усовершенствованного технологического процесса, использованного в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду
***
Виды и типы инноваций
Технологические инновации - деятельность, связанная как с разработкой, так и с внедрением инноваций. В частности, в промышленности технологически новых продуктов и процессов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах; в отраслях сферы услуг - технологически новых или значительно усовершенствованных услуг и новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг.
Не являются технологическими инновациями виды деятельности, не относящиеся прямо к внедрению новых или значительно улучшенных услуг или способов их производства или передачи, а именно:
организационные и управленческие изменения, включая переход на передовые методы управления, внедрение существенно измененных организационных структур, реализацию новых или значительно измененных направлений в экономической стратегии предприятия;
внедрение стандартов качества.
В промышленности к технологическим инновациям не относят следующие изменения:
эстетические изменения в продуктах (в цвете, декоре и т. п.);
незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение, не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного изделия, а также входящих в него материалов и компонентов;
расширение номенклатуры продукции за счет ввода в производство продукции, не выпускавшейся ранее данной организацией, но уже достаточно известной на рынке сбыта видов продукции (возможно, непрофильной) с целью обеспечения сиюминутного спроса и доходов организации. Например, выпуск машиностроительным заводом в летний период непрофильной продукции, пользующейся сезонным спросом, - гвоздей.
Продуктовые инновации - разработка и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов.
Технологически новый продукт - продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных, ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом использовании, либо на использовании результатов исследований и разработок.
Технологически усовершенствованный продукт - это существующий продукт, для которого улучшаются качественные характеристики, повышается экономическая эффективность производства путем использования более высокоэффективных компонентов или материалов, частичного изменения одной или более технических подсистем (для комплексной продукции).
Процессные инновации - разработка и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но могут предназначаться также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов.
Услуга считается технологической инновацией, когда ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование значительно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией. Последнее может охватывать изменения в оборудовании или организации производства, связанные с производством или передачей новых или значительно усовершенствованных услуг, которые не могут быть произведены или переданы с использованием существующих производственных методов, или с повышением эффективности производства или передачи существующих услуг. Внедрение новых или значительно усовершенствованных услуг, методов их производства (передачи) может осуществляться на основе принципиально новых технологий или новых комбинаций существующих технологий либо на основе новых знаний. При этом технологии могут быть воплощены в новые или усовершенствованные машины, оборудование, программные средства, а новые знания - это результат исследований, приобретения или использования специальной квалификации или навыков
Организационные инновации (организационно-управленческие изменения) - тип инноваций, не имеющий отношения к технологическим инновациям и осуществляемым в их рамках нововведениям в организации производственных процессов или маркетинговым исследованиям, связанным с разработкой и реализацией технологических инноваций.
Организационно-управленческие изменения (организационные инновации) могут происходить по следующим направлениям:
разработка и реализация новой или значительно измененной корпоративной (акционерной) стратегии в организации (группе организаций);
внедрение современных (на основе информационных технологий) методов управления организацией (имеются в виду технологии с использованием современных средств вычислительной техники и специальных программных средств для решения, например, задач бухгалтерского и складского учета, учета кадров и других видов ресурсов, планирования потребностей организации, анализа финансового состояния организации и поддержки принятия управленческих решений, систем автоматизированного документооборота организации, информационно-справочных систем для учета заказчиков, подрядчиков, клиентов и т. п.);
разработка и внедрение новых или значительно измененных организационных структур в организации;
нововведения в использовании сменного режима рабочего времени;
применение современных систем контроля качества, сертификации продукции (услуг), включая использование современных отечественных и зарубежных (например, ISO 9000) стандартов качества;
разработка новых или значительно измененных методов и приемов организации труда в организации;
внедрение современных систем логистики и поставок сырья, материалов, комплектующих ("точно в срок") и т. п., имеется в виду широко используемая за рубежом система бесперебойного материально-технического обеспечения производственных процессов непосредственно "с колес", минуя складские хозяйства в организации;
создание специализированных подразделений по проведению научных исследований и разработок, практической реализации научно-технических достижений (технологические и инжиниринговые центры, малые инновационные предприятия);
организация и совершенствование маркетинговой службы в организации, включая как создание специализированных групп и подразделений, так и формирование фундаментальной концепции (стратегии) маркетинга организации;
прочие организационно-управленческие изменения.
***
Измерение инновационной активности
Инновационная активность организации оценивается тремя основными характеристиками:
наличием завершенных инноваций;
степенью участия организации в разработке данных инноваций;
выявлением основных причин, по которым инновационная деятельность не осуществлялась.
Инновационно активная организация - это организация, которая в течение последних трех лет имела завершенные инновации, т. е. новые или значительно усовершенствованные продукты, внедренные на рынке, новые или значительно усовершенствованные услуги или методы их производства (передачи), также уже внедренные на рынке, новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, внедренные в практику.
В отечественной статистической практике фактически к инновационно активным организациям относят организации, имевшие в отчетном периоде (годовом, а не трехлетнем) затраты на инновации вне зависимости от их размера, стадии инновационного процесса и уровня его завершенности
Организация, имевшая в течение последних трех лет завершенные инновации, указывает степень участия собственной или сторонних организаций в разработке данных инноваций (технологически новых или значительно усовершенствованных продуктов, услуг или методов их производства (передачи), технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продукта). При этом в действующем статистическом наблюдении применяется следующая классификация степени участия: инновации разрабатывали: в основном, другие организации; данная организация совместно с другими организациями; в основном, данная организация.
Под разработкой инноваций, в основном, другими (сторонними) организациями подразумевается выполнение для данной организации по контракту исследований и разработок научными организациями, вузами и т. п. при возможном минимальном участии данной организации, ограничивающимся преимущественно адаптацией разработок к конкретным условиям, либо приобретение новых технологий (технических достижений) путем технологического обмена (патентные и беспатентные лицензии). Разработка инновации организацией совместно с другими организациями предполагает осуществление инновационного процесса в значительной мере как самой организацией, так и сторонними соисполнителями.
При разработке инноваций, в основном, самой организацией возможно минимальное участие, преимущественно консультативного характера, отдельных организаций и физических лиц. Причинами отсутствия в организации инновационной деятельности в течение последних трех лет могут быть:
отсутствие необходимости в нововведениях вследствие более ранних инноваций;
отсутствие рыночного спроса;
другие факторы, препятствующие инновациям.
***
Комментарий. Налицо определенное противоречие в практике отечественной статистики инноваций. С одной стороны, инновационно активными организациями объявляются организации, имевшие в последние три года внедренные (завершенные) инновации, а с другой - к инновационно активным относят все организации, показавшие в отчетном году наличие затрат на инновации. На наш взгляд, инновационность организаций целесообразно определять с использованием двух показателей: 1) инновационные организации - организации, имевшие в последние три года внедренные (завершенные) инновации, и 2) инновационно активные организации - организации, осуществлявшие в отчетном периоде (три года, год) инновационную деятельность вне зависимости от степени ее завершенности (критерий отнесения к этому типу организаций - наличие в отчетном периоде затрат на инновации). Кроме того, следует иметь в виду, что отчетный период в Руководстве Фраскати - три года. Поэтому для международной сопоставимости показатели, характеризующие инновационные организации, должны охватывать трехлетний период деятельности организации (а не преимущественно годичный, как сейчас)
***
Факторы, препятствующие инновациям, могут быть причинами как общей инновационной бездеятельности организации, так и сдерживания или преждевременного завершения конкретных инновационных проектов. Эти факторы классифицируются следующим образом. Экономические факторы:
недостаток собственных денежных средств, недостаток финансовой поддержки со стороны государства, низкий платежеспособный спрос на новые продукты, высокая стоимость нововведений, высокий экономический риск, длительные сроки окупаемости нововведений. Производственные факторы:
низкий инновационный потенциал организации, недостаток квалифицированного персонала, недостаток информации о новых технологиях, недостаток информации о рынках сбыта, невосприимчивость организаций к нововведениям, недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями. Другие факторы:
низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию (услуги),
недостаточность законодательных и нормативно-правовых
документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность,
неопределенность сроков инновационного процесса,
неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические информационные, юридические, банковские, прочие услуги),
неразвитость рынка технологий.
Перечисленные факторы, препятствующие инновациям, замедлявшие инновационные процессы в организации (в течение последних трех лет) оцениваются в зависимости от значимости для организации той или иной причины: незначительный или малосущественный; значительный; основной или решающий. Также весьма важна информация о количестве инновационных проектов, для которых указанные факторы послужили реальным препятствием на пути их реализации в течение последних трех лет. Показывается количество инновационных проектов, которые были в связи с этим:
серьезно задержаны;
были начаты, но на какой-то промежуточной стадии остановлены (прекращены);
даже не были начаты.
Совместные проекты по выполнению исследований и разработок, прочих видов инновационной деятельности
Одной из задач статистического наблюдения за инновациями является определение наличия кооперационных связей, сотрудничества организации, осуществляющей инновационную деятельность в сфере исследований и разработок, прочих ее видах с другими организациями за отчетный год, независимо от того, выступает организация заказчиком или исполнителем соответствующих работ, услуг.
Собираются данные о количестве совместных проектов по выполнению исследований и разработок, в том числе по государственным научно-техническим, федеральным целевым и международным программам, стимулирующим научно-исследовательскую и инновационную деятельность. При этом совместные проекты распределяются в соответствии с месторасположением партнеров по сотрудничеству: Россия; страны СНГ и Восточной Европы; страны - члены Европейского Союза; США и Канада; Япония; другие страны. Совместные проекты распределяются также по типам партнеров:
предприятия в составе группы (объединения, товарищества, общества), в которую входит организация;
потребители продукции (работ, услуг);
поставщики оборудования, материалов, комплектующих, программных средств;
конкуренты в отрасли;
консалтинговые, информационные фирмы;
научные организации;
университеты или другие высшие учебные заведения. Принято оценивать уровень активности участия в совместных научно-исследовательских проектах партнеров по кооперации по следующей шкале:
кооперация отсутствует;
низкий уровень кооперации;
высокий уровень кооперации.
Жизненный цикл продукции - период, в течение которого осуществлялось производство этой продукции до момента ее замены, то есть до начала выпуска новой либо значительно модифицированной продукции (как инновационной, так и неинновационной). Жизненный цикл указывается в количестве полных лет. Например, если продукция выпускалась два года и три месяца, то указывается три года, а если продукция выпускалась пять или семь месяцев, то указывается один год. В случае, если продукция не подвергалась изменениям или модификации, указывается общая продолжительность с начала ее выпуска до отчетного периода.
Инновационный цикл - периодически повторяющийся процесс последовательного создания инновационных продуктов - от выявления новой потребности и порождения идеи (концепции) до ее практического воплощения (внедрения) и сбыта на рынке в рамках единого хозяйствующего субъекта или в рамках совокупности организаций, объединенных устойчивыми хозяйственными связями, и постоянно воспроизводящий инновационную инфраструктуру.
***
Комментарий. Определение инновационного цикла нуждается в доработке, поскольку весьма сомнительно относить к инновационному циклу процесс постоянного воспроизводства инновационной инфраструктуры. Кроме того, нужно ли понятие "инновационный цикл" вообще? В трактовке приложения это определение по существу относится к инновационной деятельности на уровне организации
***
Затраты на инновации
Общие затраты (текущие и капитальные) на технологические инновации включают затраты на разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных продуктов, услуг или методов их производства (передачи), технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов), как выполненных собственными силами организации, так и затраты на оплату работ, услуг сторонних организаций.
Текущие затраты, осуществляемые, главным образом, за счет себестоимости продукции (работ, услуг), включают в себя затраты на оплату труда работников, занятых разработкой и внедрением технологических инноваций, отчисления на социальные нужды, а также другие расходы, не относящиеся к капитальным затратам, такие как затраты на приобретение сырья, материалов, оборудования и пр., необходимых для обеспечения инновационной деятельности, выполняемой организацией в течение года.
Капитальные вложения (долгосрочные инвестиции) представляют собой ежегодные затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, осуществляемые в связи с разработкой и внедрением технологических инноваций. Они состоят из затрат на приобретение сооружений, земельных участков, объектов природопользования, машин, оборудования, прочих основных средств, необходимых для проведения инновационной деятельности.
Виды инновационной деятельности:
исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов;
приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями;
приобретение новых технологий, из них права на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей;
приобретение программных средств;
производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи);
обучение и подготовка персонала, связанные с инновациями;
маркетинговые исследования;
прочие затраты на технологические инновации.
По источникам финансирования затраты на технологические инновации распределяются:
собственные средства организации, в том числе из прибыли, за счет себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг);
средства, соответственно, федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов, получаемых организацией непосредственно либо по договорам с заказчиком;
внебюджетные фонды (фонд стабилизации экономики, фонд регионального развития, отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, фонд технологического развития, фонд конверсии, дорожный фонд и др.);
иностранные инвестиции;
прочие источники.
***
Цели и результативность инновационной деятельности
Вопросы о целях инновационной деятельности организации в инструментарии действующего отечественного федерального государственного статистического наблюдения не предусмотрены. Определенное представление о возможных целях инновационной деятельности организации можно составить по данным оценки степени влияния результатов инновационной деятельности на ее развитие (см. "Результаты инновационной деятельности".)
Результаты инновационной деятельности:
замена снятой с производства устаревшей продукции (услуг); улучшение качества продукции, услуг; расширение ассортимента продукции, видов услуг; сохранение и расширение традиционных рынков сбыта; создание новых рынков сбыта в своей стране, в других странах; обеспечение соответствия современным правилам и стандартам;
повышение гибкости производства и внутреннего коммерческого процесса;
рост<