ВНЕДРЕНИЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ ЧАСТОТЫ ДЛЯ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ НА ГОФ КРАСНАЯ ЗВЕЗДА
В прошлые десятилетия регулирование оборотов электродвигателей решался путём внедрения двигателей постоянного тока и систем тиристорного управления. Такие огромные шкафы, напичканные транзисторами, микросхемами и прочими элементами. Постепенно все эти конструкции вышли из строя, для их ремонта (в том числе и ремонта электродвигателей) затрачивались огромные средства. А тут в журнале "Автоматизация и производство", который совершенно бесплатно по моей просьбе выписали на предприятие, я увидел статью о преобразователях частоты для асинхронных электродвигателей. Вот и решение всех проблем в современных условиях. В журнале рассказывалось о преобразователях частоты российской фирмы "Овен". В общем получили мы на предприятие несколько преобразователей частоты (ПЧВ22). Двигатели у нас до 18 кВт, но частотник необходимо выбирать немного мощнее, так и в документации рекомендуется. Но техника то новая, а специалисты старые. На курсы по повышению квалификации средств нет. Пришлось мне много вечеров после работы потратить на общение по интернету с отделом техподдержки фирмы, позадавал вопросы на форумах, основательно изучил техдокументацию. И теперь подумал, что накопленная информация будет интересна специалистам тех предприятий, где собираются внедрять подобную технику (приглашаю на сайт и к диалогу специалистов ЦОФ "Россия", ЦОФ "Комсомольская", ЦОФ "Узловская", ЦОФ "Украина" , специалистов ДРФЦ, можете задавать мне вопросы по электронной почте torezcomp@yandex.ru)
ОВЕН ПЧВ
Принесли со склада частотник, поставили на стол и смотрим на него, как неграмотный на букварь. Полистали инструкцию, сразу и не разберёшся, что к чему, слишком инженерным языком всё описано. А мы то простые электрослесари. По схеме понятно- вот к этим клеммам 380 вольт, вот к этим электродвигатель. В инструкции нашли как ввести данные двигателя- мощность и прочее с таблички двигателя, на мобильных телефонах то каждый умеет в меню войти и изменить настройки, так вот здесь подобное меню.
В общем по пунктам:
1. Выполнили внешние подключения к ПЧВ (380 вольт, заземление и подключили электродвигатель).
2. Провели сброс параметров на заводские значения (
рекомендуется в инструкции, да и пока я отвернулся, то уже некоторые "нащёлкали" что- то в меню методом "тыка"). Для этого необходимо на отключенном ПЧВ нажать одновременно две кнопки "меню" и "ввод", удерживая кнопки нажатыми, подать питание на ПЧВ и через 3- 5 сек. будет слышен щелчок встроенного реле. После этого кнопки отпустить.
3. Вести значения параметров из паспортных данных электродвигателя:
Мощность в меню 1-20
Напряжение в меню 1-22
Номинальная частота в меню 1-23
Ток в меню 1-24
Верхний предел частоты на выходе ПЧВ в меню 4-14 (поставили 50 Гц)
Внимание! параметры1-20...1-29 нельзя регулировать во время работы двигателя
4. Необходимо ещё на холодном двигателе провести автоматическую адаптацию ПЧВ под электродвигатель. Для этого следует:
- Нажать
на панели кнопку "стоп- сброс" (на всякий случай)
- Установить в меню в параметре 1-29 значение "2"
- Нажать кнопку "ввод",при этом на экране появится надпись "PUSH hand"
5. Нажать кнопку "ручн" для запуска процесса ААД
6. По окончании ААД появится надпись
"PUSH OK"
7. Нажать кнопку "ввод"
И всё. Нажимаем кнопку "ручн" и плавно повышаем обороты двигателя потенциометром на панели оператора). Если двигатель вращается не в ту сторону, то меняем местами две фазы после ПЧВ. (До ПЧВ менять местами фазы нет смысла, а то уподобитесь одному электрику, который пять раз менял местами фазы до ПЧВ, на пускателе, но это не приводило ни к каким результатам).
На практике мы решили, что допускать операторов к панели на частотнике нецелесообразно. Быстро панель зарастёт грязью, потенциометр сломают. Поэтому решили сделать дистанционное управление, то есть частотник в шкафу, а у оператора только потенциометр, переключатель "пуск" "стоп" "реверс" и стрелочный прибор. Нашли схему в инструкции. Со шкафа, где стоял преобразователь постоянного тока выбросили все внутренности, смонтировали в нём ПЧВ, а для управления использовали имеющийся ключ- переключатель. То есть замкнуты контакты 12 и 18 "пуск"- это движение вперёд, замкнуты дополнительно контакты 12-18-19 "реверс"- это движение назад. А если контакты разомкнуты- это "остановка". То есть ключ на три положения. Да и имеющиеся сигнальные лампочки пристроили к свободным контактам ключа. То есть горит зелёная при движении вперёд, а красная при движении назад. Да ещё одна лампочка сигнализирует о том, что на ПЧВ подано напряжение 380 В.
Дополнительно подключил ещё одну лампочку на всякий случай- "авария, предупреждение". Она включается от внутренних контактов ПЧВ при нештатных ситуциях, например превышение тока, заклинивание механизма и т.п. Для этого в программе понадобилось ввести изменения. Код параметра 5-40, выбрал значение 10 (аварийный сигнал или предупреждение включает реле). А вообще здесь широкий выбор значений.
Что ещё можно посоветовать? Например мы не меняли параметр 3-41 -время ускорения частоты вращения от "0" до номинального значения, по умолчанию стоит 6 сек, то есть плавный запуск за 6 сек., если потенциометр при пуске стоит на максимум. И не меняли параметр 3-42 -время замедления, по умолчанию 6 сек.
Что ещё можно посмотреть в меню?
Рабочие параметры:
15-01 наработка в часах
15-02 среднее значение кВт/час за последний час
15-30 журнал аварий- код ошибки (расшифровка в инструкции)
Состояние двигателя:
16-10 мощность в кВт
16-12 напряжение фазы
16-13 частота
16-14 ток фазы
Состояние привода:
16-34 температура радиатора ПЧВ
16-36 номинальный ток инвертора
Сопротивление электродвигателя
18-80 активное сопротивление статора (ом)
18-81 реактивное сопротивление утечки статора (ом)
А вообще, если покопаться в инструкции, то можно найти ещё много интересного. А вышеуказанное я написал для быстрого изучения частотника.
Инструкцию к частотнику можете скачать на сайте фирмы "Овен".
P.S. Изучаю новую технику, разрабатываю новые проекты для фабрики, а прихожу сегодня на работу и слышу опять: "брать лопату и на очистку дренажного канала ". И уместно будет привести слова из одного из КИПовских форумов:
"...некоторые
"работодатели" вообще не понимают что делать со службой КИПиА, для
них это как темный лес, и в лучшем случае бригада на доп работы по копке ям. О
повышении квалификации работников, если непосредственный руководитель не
шевелиться, можно забыть..."
на страницу "рационализаторам"